О профилактике туберкулеза
Павел Миков признал, что «вакцинодиссидентское» движение в регионе и России в целом отрицательно влияет на работу по профилактике туберкулёза.
28 марта 2017 года краевой детский омбудсман выступил на селекторном совещании с руководителями управлений образования муниципалитетов Пермского края по вопросу туберкулиновой диагностики несовершеннолетних.
Павел Миков, обращаясь к участникам совещания, заявил: Мы вновь увидели активизацию родительских групп в сети, призывающих отказываться от вакцинации в целом, а не только проходить туберкулинодиагностику. Это «вакцинодиссидентское» движение набирает обороты – это заметно и по количеству обращений в мой адрес. Таким образом родители ставят выше свое право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство, чем право ребенка на жизнь и охрану здоровья. При этом напомню, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обеспечение его наилучших интересов – это основная забота и обязанность родителей. К сожалению, в 2015 году у нас в крае зарегистрирован факт смерти ребенка в возрасте 1 год 7 месяцев от открытой формы туберкулеза. Как в дальнейшем показало расследование – его родители отказались как от вакцинации, так и от тубкеркулинодиагностики. Отмечу, что судебная практика по Пермскому краю такова – суды всегда ставят выше наилучшие интересы ребёнка. Я с этой позицией абсолютно согласен».
Также Павел Миков призвал активизировать разъяснительную работу с родителями о необходимости туберкулинодиагностики и различных современных альтернатив традиционной реакции Манту. Учреждения здравоохранения должны обеспечить прохождение не менее 95% детей в разной форме тубдиагностики. Кроме того, на уровне Конституционного суда России проблематика ставится так: диагностика – не только ответственность родителей перед своим ребенком, но и ответственность детей перед другими. Это касается ограничения (а не лишения!) права на образование – посещение школы или детского сада, потому что это ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного количества детей в учреждениях. Павел Миков привел пример уже этого года. В одной из пермских школ был выявлен ребенок с открытой формой туберкулеза, в результате чего в профилактические мероприятия (в т.ч. и медикоментозного характера) была включена вся школа и ближайшее окружение ребенка – более 800 человек.
Главный санитарный врач Пермского края Виталий Костырев в марте этого года выпустил Постановление об усилении работы по профилактике распространения туберкулеза. Как и в прошлом году ситуация по заболеваемости туберкулезом в крае признана неблагополучной. Таким образом всем сотрудникам, чья деятельность связана с работой с детьми, вменяется в обязанность проведение мероприятий по профилактике туберкулеза. Павел Миков сделал особый акцент на том, что никаких разделений в зависимости от того, частным является учреждение образования или муниципальным, нет: «Это значит, что требования Постановления главного санитарного врача распространяется на всех, кто работает с детьми».
Свою оценку ситуации дала Наталья Бармина, главный детский фтизиатр Пермского края. По ее словам, в некоторых территориях порог заболеваемости превышен в два-три раза. Также Бармина заявила, что отягчающим обстоятельством в крае является сочетание туберкулеза и ВИЧ-инфекции: «За 2016 год в крае заболело 59 детей, у двоих из них сочетанная патология (с ВИЧ), 10 из них не имели прививки от туберкулёза. 70% – это дети дошкольного возраста. Смертей в 2016 году из-за туберкулеза не было, однако дети оставались инвалидами (менингит). В России в целом – 12 смертельных случаев детей от туберкулеза за 2016 год».